В те далекие времена людям, в том числе уважаемому мистеру По, не было известно о таком явлении как социальная детерминация (не скажу, кто впервые озвучил этот термин, но я впервые столкнулся с ним у Мишеля Фуко, поэтому и припишу авторство ему). В двух словах - это насаждение обществом определенных мнений и отношений к чему-либо - бедному индивиду, на которого валятся социальные установки со всех сторон. И зачастую по причине нашей природной лени мы принимаем их за чистую монету и проживаем с ними жизни, уверенные в их безусловной правильности.
Таким образом иногда выходит, что один писатель или режиссер или актер или политический деятель - да и вообще кто угодно, - оказывается гением, героем, молодцом, к тому же отличным парнем, а другой, менее удачливый, - выскочкой, алкоголиком, самоуверенным засранцем, да и просто мудаком. Но при детальном рассмотрении того или иного субъекта все может оказаться совсем наоборот.
Здесь, полагаю, требуются более подробные примеры, так что приведем парочку:
Первой и самой яркой иллюстрацией мне в голову приходит пример не из литературы, но из кинематографа. Есть одна крайне известная серия фильмов, которая начинает свою историю с 80х годов...
- Эй, эй! - неожиданный восклик незнакомца останавливает спектакль. - Поосторожней там! Я родился в 2000 году, но у меня там есть пару любимых фильмов... Я их, правда, плохо помню, да и может вообще не смотрел, но скажешь что-то не то - убью!
Да, да, я тоже чувствую как подбираюсь к самому святому. Так что, опасаясь народного гнева, не буду давать огласке названия и имена. А слышащий, да видящий - поймёт.
В общем, есть такая серия фильмов - дадим ей кодовую букву Z (без намеков, просто случайная буква английского алфавита, никакой связи с русской буквой З, клянусь).
Сценария у серии толком нет, зато есть примитивные, функциональные диалоги, объясняющие почему тот или иной персонаж идёт из точки А в точку Б. Всё остальное - сборник клише, устаревших даже по меркам того времени, и все это приправлено мыльцем на уровне бразильских сериалов.
Спустя почти 20 лет сценарист и отец проекта вернулся к серии и создал продолжение, в котором показал своё мастерство. Это был эпикфейл, конечно, признанный даже фанатами, но таки касса собралась. А казалось бы, батька вырос, набрался опыта - должен был стать лучше и мудрей. Но правда, по всей видимости, в том, что продолжение достойно оригинала, просто пришли другие времена и его видение уже оказалось неформат.
И, тем не менее, по сей день это считается эталоном геройского кино, и люди продолжают находить тонны оправданий этим безвкусным фильмам.
Только представьте, как через 30 лет глубокий старик, изрытый морщинами, с пеной у рта доказывает, что Трансформеры - это обалденный фильм, и до него ничего подобного не снимали. А самое ужасное, что у этого старика есть свои дети, которым он с малых лет втемяшивал эту ерунду в голову, пока у бедных малышей не образовалась специальная под это дело складочка в мозгу. И это ещё совершенно безобидные примеры - мы не берём политическую пропаганду и соц установки, которые вбиваются подобным образом, и чей здравый смысл тоже никто не проверяет.