Структура художественного произведения на примере кинематографа
Брошюра
Общие сведения о структуре и «показания к применению»

Привет! Я Дэн Райт.

В этой «брошюре» я познакомлю вас со своим видением структуры художественного произведения на примере кинематографа. Естественно, в полной мере мне не удастся это сделать, поэтому начну с общей формы моего восприятия структуры и кратко пройдусь по всем трём актам.


Да, да, я использую именно трёхАктную структуру, поскольку не вижу никаких альтернатив (на сегодняшний день она единственная имеет внятные концепты), и, помимо прочего, неплохо отображает реальные процессы, в том числе психические. Вернее, она способна это делать.
Трёхактная структура художественного произведения

@den.right
Мое видение структуры основывается на трёх сферах
Сценаристы в отношении структуры сделали в разы больше, чем представители литературы, так как в сфере кинематографа всегда была большая нацеленность на поиск конкретной формулы успешного произведения, благодаря чему им удалось выделить основные элементы универсальной структуры.


Сценаристика
Структура по сути своей "повторяет" принципы одного важного психического процесса - изменения структуры личности человека.
Психология
Там, где психология ослабляет хватку и перестаёт давать детализацию – я обращаюсь к разнообразным направлениями: Суфизму, Буддизму, раннему Христианству и Дзену, в том числе к современным деятелям из этих областей.


Условная "Эзотерика"
Идеальная структура
Структура, которую мы будем рассматривать, представляет собой «классический» вид – это тот тип произведений, где повествование сосредоточено на центральном герое и главным образом на его внутренних изменениях.
В чистом виде такой "идеальной" структуры не встречается в природе, поэтому я собираюсь обращаться к разным произведениям кинематографа, собирая из них своеобразного Франкенштейна. В основном я буду ссылаться именно на фильмы, поскольку работать с ними проще, нагляднее, да и сюжетные элементы в них плавают намного меньше.


Я буду обращаться к максимально качественным и распространённым образам из массовой культуры. Для восприятия они довольно лёгкие, да и ради приобщения к своеобразной «классике» советую уделить пару вечеров их просмотру.
Матрица (1999),
братья Вачовски
Бойцовский клуб (1999), Дэвид Финчер
Стыд (2011),
Стив Маккуин
Призрак в доспехах (1995), Мамору Осии
Звездные войны (1977), Джордж Лукас
Убийца или Сикарио (2015), Дени Вильнёв
Властелин колец (2001), Питер Джексо
Бёрдмэн (2014), Алехандро Гонсалес Иньярриту
Бегущий по лезвию 2049 (2017), Дени Вильнёв
Сталкер (1979), Андрей Тарковский
Судья Дредд (2012),
Пит Трэвис
Космическая одиссея 2001 (1968), Стэнли Кубрик
Дюна (2021),
Дени Вильнёв
Фильмография
Элементы структуры
В этой статье я намерен концентрироваться на основных «правилах», «принципах», «столпах», на которых стоят большинство произведений, и нужно понимать, что на каждое правило (прям как в русском языке) есть тысячи исключений.
ВАЖНО!

Я буду намерено упускать некоторые элементы структуры, но это не значит, что я их отрицаю, просто в данной статье их нет возможности раскрыть, и их отсутствие лучше подчеркивает общий концепт.

Некоторые элементы менее выражены в одних произведениях, чем в других, порой элементы дублируются, оказываются ложными, сливаются с другими или вовсе вырезаются в угоду сюжета.

Хотя последнее - опасное дело, поскольку зачастую важна не правильная последовательность этих элементов, а наличие их в произведении (но это не значит, что их можно бездумно скидывать в одну кучу).
В результате изучения брошюры вы сможете:
Самостоятельно замечать элементы структуры (или хотя бы намёки на них) в более-менее качественных произведениях литературы и кинематографа.

Использовать структуру для создания собственных литературных произведений или усиления их сюжета.
Не советую использовать эту брошюру в качестве пошаговой инструкции к написанию романа!
Рекомендую опробовать её как один из фильтров, который можно положить на историю и поразмышлять в ключе своего произведения. Если какие-либо элементы у вас отсутствуют, стоит хорошенько поразмыслить, почему так вышло?
Акт I
Любое произведение начинается с «открывающей сцены» – это немного обособленный элемент, цель которого захватить нас и погрузить сразу в действие. Как правило, он весьма запоминающийся и соткан из отборных нитей грядущего сеттинга.
Открывающая сцена
Примеры открывающей сцены
Бёрдмэн
Бойцовский клуб
Матрица
После открывающей сцены полноценным образом стартует Первый Акт, и в нём (как и во многих других элементах художественного произведения) прослеживается определенного рода полярность. То есть заметна динамика от условного «минуса» к условному «плюсу».
Ретроспектива
Далее идёт ретроспектива. Иными словами, знакомство с персонажем и миром, в котором он обитает. Попросту говоря, будни героя – то, в чем он живёт уже давно, своеобразное болото, и зачастую, в отличие от окружающих, его это не очень-то устраивает.

Обычно причину этого сваливают на какой-нибудь абстрактный Конфликт (конфликт с обществом, с миром, другими людьми
и т.д.), но на самом деле это не конфликт, а воспалительный процесс, свидетельствующий о давно разорвавшихся связях с привычной средой. И как раз в этом кроется одна из сторон полярности.

Уверен, любой человек так или иначе проходил через подобное, и я призываю внимательно приглядеться к героям любых художественных произведений и, в частности, «Моби Дика», «Степного волка», х/ф «Матрица» и «Бойцовский Клуб». Нет никаких сомнений, что некогда их герои были полноценными и в какой-то мере даже довольными членами общества, однако, когда мы их встречаем, это уже далеко не так.
Примеры ретроспективы
Бойцовский клуб
Призрак в доспехах
Матрица
На этапе ретроспективы героям как будто тесно, им малы́ роли, выданные обществом, отсутствуют пути к реализации способностей, и вообще они не могут найти своего места в мире, отчего находятся в частичном отчуждении, несмотря на то, что их функциональность сохраняется.

Персонаж по-прежнему часть системы, но испытывает её гнёт. Остальных устраивает то, что происходит, а его – нет. И как раз это трение порождает воспалительный процесс, но отсутствие внятной альтернативы и терпимость к боли на данном этапе вынуждает персонажа мириться с положением вещей. Это приводит к накоплению напряжённости внутри героя, а значит, рано или поздно прогремит взрыв, который пустит привычную жизнь героя под откос.

Его-то и провоцирует Потенцирующее/Побуждающее Событие, или как это называют сценаристы – Катализатор.
Звездные войны
Катализатор + размышление
Катализатор не только приводит в движение историю, но и образно делит пополам Первый Акт, поскольку после него раскрывается другая сторона полярности героя, нежели чем та, что в начале; а именно, невзирая на все прошлые тезисы, – его фактическая неготовность идти вперед.
Примеры катализатора
Бойцовский клуб
Властелин колец
Матрица
Это хорошо иллюстрирует фильм Тарковского «Сталкер», своим появлением в начале фильма герои Солоницына (Писатель) и Гринько (Профессор) однозначно дают понять, что готовы к путешествию, но как только они начинают движение в сторону Зоны, у них возникает вопрос: а точно ли они готовы? Оба персонажа, в особенности Писатель, переполняются сомнениями и много размышляют в преддверье перехода.
Здесь актуализируются уцелевшие связи, связывающие личность со старым миром (забегая вперёд, «борьба», «разрушение», «работа» с этими сохранившимися связями и будет идти вплоть до самого конца произведения). Казалось бы, только что герой стоял особняком ото всех, но стоило неким силам потянуть его прочь от известного, как оказывается, что его стремление было стремлением лишь формально.

Именно поэтому персонаж и был в подвешенном положении до этого момента.
Бегущий по лезвию 2049
Сталкер
Поэтому я заявляю, что все произведения, в сущности, если уж не об одном персонаже, то точно уж об одном типе персонажей. На определённом уровне они все проходят один и тот же путь, и проблемы вместе с препятствиями у них тоже крайне схожи.

Сами подумайте: героев, в частности, определяет тот факт, что если бы они уже были готовы ко всему – то действие сразу же перешло в Третий Акт, и героям не пришлось бы проходить путь, по которому им предстоит пройти. Если же, наоборот, они оказались фундаментально не готовы, то персонажи свернулись бы калачиком или же нашли какую-нибудь другую причину остаться на месте, отчего мы сразу же получили бы преждевременный Геймовер.

Однако герои, предстающие перед нами в большинстве произведений, оказываются самой настоящей золотой серединой, так что, взвесив многие аспекты, они в конце концов решают двинуться вперёд.
Для того чтобы драматургически подчеркнуть данную сюжетную точку, вопрос перед героем ставится ребром, где он неизбежно, хоть и не без сомнений, даёт утвердительный ответ: «Да, несмотря на страх неизвестности, я готов пойти дальше...»
Примеры принятия решения для перехода во Второй Акт
Хоть и не очевидно, но это именно оно – приглашение во Второй Акт
Убийца или Сикарио
По поводу дублирования элементов, упомянутого в начале: Нео дважды принимает решение
Согласитесь, такое сознательное решение сближает нас с персонажем, и помимо этого делает его реалистичным и живым, так ко всему прочему – адекватным (он всё понимает и берёт на себя риски, а не ведёт себя как импульсивный социопат).

Как только этот выбор сделан, мы вместе с героем переходим в новый мир, в иную среду, а вместе с тем и во Второй Акт...
Бойцовский клуб
Матрица
Акт II
По факту Второй Акт является самым большим актом из трёх, и, в отличие от Первого, он непосредственно делится на две части (Первая половина и Вторая, соответственно) что делает трёхАктную структуру четырёхАктной по своей сути, но из этимологических соображений, она по-прежнему остаётся трёхАктной.
Первая половина Второго Акта
Примеры перехода во Второй Акт
Космическая одиссея
Сталкер
Матрица
Сейчас речь пойдет о первой половине второго Акта. Или сокращённо «1п2А».
Здесь происходит знакомство с новым миром. Погружение в него. Познание новых правил. Постепенная адаптация к ним. Это период самоизучения. Взращивание потенциальных возможностей. Разведывание собственных пределов. В х/ф "Бойцовский Клуб" Финчер, не стесняясь, говорит об этом напрямую устами главного героя:
Судья Дредд
Кадры из Бойцовского клуба
Также здесь появляются новые персонажи, возникают новые отношения и идеи. Происходит плавная смена идентификации. Но главное – всё это протекает в своеобразном закрыто-системном режиме.

Матрица и Бойцовский Клуб демонстрирует это наглядно: обучение Нео происходит в тренировочных программах, а погружение в «мир насилия» героя Финчера, происходит в подвале бара и в доме на отшибе города. Фродо здесь предпринимает «пробное» путешествие до Ривенделл, с целью передать кольцо всевластия эльфам. Героиня Фильма «Сикарио» против собственной воли примеряет роль защитницы закона, которая идет в обход последнего, предприняв небольшую вылазку в глубь Мексики. А поскольку это «тренировка», опасности здесь по большему счёту соответствующие – мнимые, прямо говоря.
Властелин колец
Обучение и погружение в новую среду разбавляется второстепенными сюжетными линиями, что помогают балансировать динамику художественного произведения и догрузить читателя/зрителя информацией, которая по той или иной причине выпала из повествования, а также сделать заделы для дальнейших сюжетных перипетий.

По мне так, определение второстепенных сюжетных линий, неблагодарная работа, поскольку в удачном произведении они плотно связаны с основным сюжетом, и всё же порой это необходимо делать для анализа.

Второстепенными линиями в фильме "Матрица" является постоянные намеки на любовный интерес Тринити к Нео, а также раскрытие предателя – Сайфера. В "Бойцовском Клубе" – взаимодействия главного героя с Мартой Зингер, а также изменение его положения/самоощущения в офисе, которые во второй половине Второго Акта, дадут плоды.

(!) Ещё раз, задача у второстепенных линий одна: еще больше раскрыть тему и двигать сюжет вперёд.

Моё мнение: «1п2А» это самое скучная, однообразная и продолжительная часть любого произведения. Однако она не кажется таковой из-за новизны происходящего.

Остальные части произведения, как правило, имеют более высокую динамику и концентрацию элементов (и дело тут не в экшен сценах, а в разнообразии состояний, через которые проходит герой, и в уровне ставок, что поставлены на кон). В «1п2А» герой будто замирает, и вместе со зрителем/читателем осматривается и познает новый мир.

Но рано или поздно эта часть произведения заканчивается, и происходит следующий переход, который сценаристы предпочитают называть «Поворотным моментом» или «Срединной точкой»
... мы узнавали что-то новое...
...Человек в Бойцовском клубе не тот же человек, что за его пределами...
...Мы смотрели на всё по-новому…
Только не говорите об этом Фродо
Матрица
А вот мистер Андерсон на собственной шкуре ощутил безопасность этой среды
Вторая половина Второго Акта
Поворотный момент / Срединная точка
Примеры поворотного момента
В срединной точке происходит то, что сильно меняет динамику сюжета и общее напряжение, а главное – приходит время опробовать в открытом мире навыки, которые герой приобрёл внутри закрытой системы.
В реальной жизни подобный этап (реализация прежде накопленных способностей) может длиться годами, а то и десятилетиями, но пройти его как можно быстрее персонажам фильма и литературных произведений помогает внезапно возрастающая оппозиция. Ею могут выступать не только антагонисты, но и изменившиеся обстоятельства, которые, несмотря на приобретённые «навыки», оказываются сильнее героя.
Бойцовский клуб
Матрица
Стыд
Тут необходимо сделать паузу и кое-что пояснить.

Лично я считаю, и у меня на это есть все основания, художественное произведение является самым что ни на есть «сердцем» жизни героя. Вся суть его существования сосредотачивается в одной точке – в конкретном произведении. И поскольку произведение – вещь эфемерная и пластичная, прошлое и будущее центрального персонажа, а то и всех второстепенных вместе с окружающим их миром, может быть подправлено в угоду потребностей самого произведения (это одна из причин, почему тяжело разыскать годный биографический фильм).

Но здесь есть и иной уровень. Я с твёрдостью заявляю, что «сердцем» уже самого худ.произведения выступает вторая половина Второго Акта. Если конкретнее – момент «полного провала» и дальнейшие его последствия, с которыми мы будем иметь дело вплоть до начала Третьего Акта. Именно к «сердцу» стягиваются все хитросплетения сюжета, и именно к нему подготавливают нас второстепенные линии и идеи произведения.
Бегущий по лезвию
Бойцовский Клуб и Матрица вновь это отлично иллюстрируют. После избиения Тайлера хозяином бара «Таверна Лу», происходит своеобразное «открытие Бойцовского Клуба»: герой Бреда Питта раздаёт участникам домашние задания, и деятельность Клуба выплёскивается за пределы барного подвала, тем самым предвосхищая появление Проекта Разгром. Нео же впервые с начала фильма возвращается в Матрицу ради встречи с Оракулом.
«Сердце тьмы»
К сожалению, очень малое количество художественных, а то и научных, работ качественно передают суть происходящего в этом сюжетном отрезке. Этот факт даёт понять, что рубеж, о котором идёт речь, не знаком большинству работников художественных профессий, отчего они представляют нам лишь ловкую, но всё же крайне поверхностную интерпретацию того, что происходит там в действительности.

Пытаясь разобраться в особенностях этой части сюжета, я в своё время вывел громоздкую формулу. Её сложность не позволяет здесь раскрыть весь структурный элемент в полном объёме и заслуживает отдельной статьи, поэтому я вынужден ограничиться лишь общими чертами, и единственное, что могу сказать – по моему скромному мнению, наилучшим образом суть этой «сюжетной точки» продемонстрирована в двух работах: в сочинении Жоржа Батая «Внутренний Опыт» и в не безызвестном романе «Моби Дик», хоть и не в типичной структурной хронологии.

Мелвилл, явно со знанием специфики этого психологического надлома, описывает первое столкновение Ахаба с белым китом, который в результате их встречи лишил Ахаба ноги, а позже и разума – тот стал покидать старого капитана на обратом пути в Нантакет, пока Ахаб, привязанный к койке, страдал от физической и ментальной боли, до тех пор, покуда не родился «Безумный Ахаб» – поистине безумное существо с обыденной точки зрения, но достаточно трезвомыслящее для того, чтобы носить маску «старого Ахаба», пока ему это необходимо. И нечто подобное происходит с героем каждого художественного произведения.
Герой Гослинга узнаёт, что он настоящий мальчик
БК открывается
Нео возвращается в матрицу
Брендон пытается построить серьёзные отношения
Поражение
Этот отрезок сюжета таит в себе полное, безоговорочное поражение, которое ломает хребет героя окончательно. В этой точке теряются все ориентиры. Рассыпаются все прежние авторитеты. Если до этого в произведении были учителя, то и они уходят. Ломается всё, на что можно было бы положиться.
Примеры поражения
Бойцовский клуб
Властелин колец
Матрица
Герой оказывается окончательно повержен. Это самая низшая точка в любом произведении. Полный провал, глубочайшее отчаяние. Потеря всего, в том числе себя.

Помимо уже сказанного, можно упомянуть о тяжёлом процессе «инкубации» персонажа (шок после «падения», попытка отойти от него и снова возврат к пониманию того, что то, что происходит, значительно сильнее героя). Также здесь можно говорить о так называемой «Коллизии» (столкновение двух противоположных идей, которые борются в голове героя в этом фрагменте). Но ещё раз – это займёт слишком много времени и потребует серьёзных разъяснений, к тому же, из-за непонимания авторами внутренних процессов, эти элементы теряются, и зрителю/читателю предстаёт лишь вершина айсберга – исключительно урезанный внешний аспект этого поистине глубочайшего процесса.

И всё же главное, что здесь происходит, но также ускользает из-за все того же пресловутого внешнего аспекта, так это тотальное изменение персонажа. Он остаётся внешне неизменным, но сущностно становится совершенно иным. Подробнее об этом буквально через секунду.
Звездные войны
После всего персонаж оказывается в своеобразном «лимбе», где он полностью предоставлен самому себе.
Примеры лимба
Бойцовский клуб
Властелин колец
Матрица
Морфеус, обучавший и указывающий Нео путь, схвачен агентами
Героя Бойцовского клуба Тайлер оставляет одного
Во властелине колец погибает Гендальф
В звёздных войнах – Оби-Ван
Герой Нортона после исчезновения Тайлера
Нео на борту "Навуходоносора", полного трупов, вследствие предательства Сайфера
Фродо попадает в леса Лотлориэна – в странное, потустороннее обиталище эльфов. Местный Сеттинг вместе с цвето-обработкой и фильтрами сильно отличаются от всего остального, что встречается в фильме
Переход в Третий акт
В момент, когда вся тяжесть ситуации обрушивается на плечи героя, и этот вес без преувеличения полностью уничтожает его, когда потухает всякая надежда, и пик напряжения выходит за все мыслимые пределы, в разуме героя вдруг что-то щёлкает!
Примеры перехода в Третий Акт
Бойцовский клуб
Властелин колец
Матрица
Полагаю, в подобном тупике, (в момент полной фрустрации) Рене Декарт вывел своё неизменное: «Cogito ergo sum», пер.: «Мыслю, следовательно, я есмь».

И всё же это не окончательный ответ, это лишь вектор, направление – по факту очередная иллюзия, помогающая системе выжить под гнётом накопившихся несоответствий из-за "неадекватности мира".

Однако эта вещь меняет всё. И пройдя через эту радикальную трансформацию, на наших глазах рождается совершенно иное существо. Целеустремленное, бескомпромиссное, бесстрашное, не имеющее будущего и не заботищееся о нем. Для этого существа есть только цель и больше ничего. Только оно способно перейти в третий – финальный Акт.

Сами посудите, какой силы должен быть перелом внутри Нео, когда он решает спасти Морфеуса, несмотря на то, что совсем недавно, в первом Акте, для него было безрассудством вылезти на крышу небоскрёба, а теперь безрассудство стало для него шансом.
Бегущий по лезвию 2049
Неожиданно перед персонажем открывается путь, который был бессмысленнен до этого момента, но сейчас открывающийся как единственно возможный вариант.
Бойцовский клуб
Дюна
«Когда вы в тупике, имеется выход» Судзуки Дайсэцу
Перемена Нео с Первого Акта до перехода в Третий
Это настоящий прыжок в неизвестность.

И в отличие от прошлого раза, Нео, по воле Оракула, знает наверняка: впереди его ждёт неминуемая гибель. Это действительно смерть одного, и начало рождения другого.

Невзирая на это, новообразованная сущность, или, можно сказать, «архетип», ещё более временный, чем даже прошлые ипостаси героя. Как раз за его растворением мы и будем наблюдать практически весь третий Акт.
Акт III
Скажу сразу. Я не признаю Третий Акт за полноценный акт. Для меня он в полной мере переход в третий акт, который в свою очередь вступает в полную силу лишь в Финале. Но из уважения к общепризнанной форме я всё же буду называть эту часть структуры Третьим Актом.

Так что в нем происходит?
Разрыв связей и преодоление препятствий
Примеры забега
Судья Дредд
Бойцовский клуб
Матрица
Поскольку Третий Акт, как я уже сказал, по большему счёту является самым длинным за всю продолжительность произведения переходом, здесь герой предпринимает предельно прямой, бескомпромиссный и самый долгий забег в физическом или психологическом плане, задачей которого по сути не столько достижение эфемерной цели, сколько активное сбрасывание «кокона» и окончательный разрыв связей (тех самых, о которых упоминалось в описании Первого Акта)
Стыд
Как бы глупо это ни звучало, наилучшим образом данный отрезок иллюстрирует советский мультфильм: «Конёк-горбунок». В самом конце персонаж сказки, презрев страх, прыгает из котла в котёл, перед тем как предстать преображённым.
Конек-Горбунок
Образ трёх котлов в мультфильме "Конек-Горбунок" точно предаёт уровни препятствий на пути героя. Так в "Матрице" Нео снова возвращается в иллюзорный мир и отправляется спасать Морфеуса (первый котёл), затем вступает схватку со Смитом (второй котёл) и снова пускается наутёк от агентов (третий). Что-то похожее, хоть и не так явно, прослеживается в "Бойцовском Клубе", а также во многих других произведениях. Но что более важно, всех их объединяет один аспект – они заканчиваются либо метафорической смертью, либо же ритуальным самоубийством, после которого перед нами предстаёт уже совершенно иной герой.
Смерть и перерождение
Примеры смерти и перерождения
Властелин колец
Бойцовский клуб
Призрак в доспехах
Космическая одиссея 2001
Матрица
Стыд
Сэм приносит себя в жертву вместо Фродо
Да, жертвоприношение второстепенного персонажа вместо ГГ распространено в художественных произведениях
Закрывающая сцена
Всё, круг замкнулся, герой прошёл весь путь, и теперь перед нами не забитый офисный клерк Мистер Андерсон, а "The One" – Избранный во всей красе. Не умирающий от недосыпа винтик корпоративной машины из "Бойцовского Клуба", а нечто новое, в корне отличающееся от того, с чего все начиналось.

Естественно, в нем остались черты старого персонажа, но даже они подверглись колоссальным изменениям.
Примеры закрывающей сцены
Призрак в доспехах
Бойцовский клуб
Космическая одиссея
Марица
Произошло перерождение, и в результате него в права вступило нечто, что с самого начала произведения рвалось наружу. И наблюдаем мы за этим установившимся «Нечто» лишь в «Завершающей сцене», которая, зачастую, является отражением, антиподом «Открывающей сцены»…
Вместо заключения
В общих чертах вы познакомились со структурой, с которой работаю я. Вернее, с её срезом из важных идей, поскольку немалую часть пришлось оставить за кадром.

Полагаю, данная структура – самая эффективная и развитая из всех, что представляются возможным. Если вы вооружитесь ею, то найдете её очертания практически в любом мало-мальски внятном художественном произведении.

Человеческому сознанию интересно за ней наблюдать, потому что в ней скрыты реальные психические процессы, невзирая на то, что подавляющее число фильмов и литературных произведений – мастерская поделка, спекуляция, лишь издалека напоминающая то, чем это является по сути.

Надеюсь, эта информация разнообразит просмотр уже знакомых фильмов и позволит вам по-иному взглянуть на любимые литературные произведения, поскольку по мне нет ничего лучше, чем перечитать любимую книгу, пересмотреть любимый фильм и заметить в нем что-то новое. А может даже взглянуть по-другому на собственные работы и заметить в них иные грани.


Трёхактная структура художественного произведения

P. S. Произведения, которые приводились в пример, мне нравятся, и я не стал бы в них ничего менять, несмотря на то, что порой они отходят от моих концепций.

Как я упомянул в начале, здесь есть тысячи исключений, и авторы данных произведений мастерски пользуются именно ими (исключениями), что делает их произведения на много лучше, нежели слепое следование общепризнанной структуре.
@den.right
Made on
Tilda