Катализатор + размышление
Катализатор не только приводит в движение историю, но и образно делит пополам Первый Акт, поскольку после него раскрывается другая сторона полярности героя, нежели чем та, что в начале; а именно, невзирая на все прошлые тезисы, – его фактическая неготовность идти вперед.
Это хорошо иллюстрирует фильм Тарковского «Сталкер», своим появлением в начале фильма герои Солоницына (Писатель) и Гринько (Профессор) однозначно дают понять, что готовы к путешествию, но как только они начинают движение в сторону Зоны, у них возникает вопрос: а точно ли они готовы? Оба персонажа, в особенности Писатель, переполняются сомнениями и много размышляют в преддверье перехода.
Здесь актуализируются уцелевшие связи, связывающие личность со старым миром (забегая вперёд, «борьба», «разрушение», «работа» с этими сохранившимися связями и будет идти вплоть до самого конца произведения). Казалось бы, только что герой стоял особняком ото всех, но стоило неким силам потянуть его прочь от известного, как оказывается, что его стремление было стремлением лишь формально.
Именно поэтому персонаж и был в подвешенном положении до этого момента.
Поэтому я заявляю, что все произведения, в сущности, если уж не об одном персонаже, то точно уж об одном типе персонажей. На определённом уровне они все проходят один и тот же путь, и проблемы вместе с препятствиями у них тоже крайне схожи.
Сами подумайте: героев, в частности, определяет тот факт, что если бы они уже были готовы ко всему – то действие сразу же перешло в Третий Акт, и героям не пришлось бы проходить путь, по которому им предстоит пройти. Если же, наоборот, они оказались фундаментально не готовы, то персонажи свернулись бы калачиком или же нашли какую-нибудь другую причину остаться на месте, отчего мы сразу же получили бы преждевременный Геймовер.
Однако герои, предстающие перед нами в большинстве произведений, оказываются самой настоящей золотой серединой, так что, взвесив многие аспекты, они в конце концов решают двинуться вперёд.
Для того чтобы драматургически подчеркнуть данную сюжетную точку, вопрос перед героем ставится ребром, где он неизбежно, хоть и не без сомнений, даёт утвердительный ответ: «Да, несмотря на страх неизвестности, я готов пойти дальше...»
Примеры принятия решения для перехода во Второй Акт
Хоть и не очевидно, но это именно оно – приглашение во Второй Акт
По поводу дублирования элементов, упомянутого в начале: Нео дважды принимает решение
Согласитесь, такое сознательное решение сближает нас с персонажем, и помимо этого делает его реалистичным и живым, так ко всему прочему – адекватным (он всё понимает и берёт на себя риски, а не ведёт себя как импульсивный социопат).
Как только этот выбор сделан, мы вместе с героем переходим в новый мир, в иную среду, а вместе с тем и во Второй Акт...